четверг, 9 апреля 2015 г.

Дистанционное обучение учащихся с ОВЗ на уроках русского языка.


Дистанционное обучение учащихся с ОВЗ 5-6 классов на уроках русского языка.
(Из опыта работы)
Дистанционное обучение появилось так же недавно в российском образовании, как и обучение с применением компьютерных технологий. Для учащихся с ОВЗ, которым по ряду причин затруднительно посещать занятия в обычной школе, такая форма обучения открывает большие возможности в реализации конституционного права на образование. Дистанционное образование - это не только вовлечение учащихся в учебный процесс, но и помощь в приобретении навыков работы с компьютером, умение работать в сети Интернет и т.д. Дистанционное обучение, как свидетельствует практика работы нашего Центра, помогает будущему выпускнику определиться с выбором профессии, быстрее адаптироваться в обществе.
Работая учителем русского языка в Центре образования шестой год, я использую те новые возможности, которые открывает дистанционное обучение:
  • использование средств компьютерного обучения (электронные ресурсы, средства мультимедиа, аудио- и видео-), позволяющие усвоить новые знания эффективнее, чем традиционные средства обучения;
  • возможность индивидуального подхода к ученику;
  • привитие интереса к предмету через использование различных образовательных и информационных ресурсов;
  • проявление творчества учащихся при создании ими собственных электронных образовательных ресурсов (презентации, игры, видеофильмы);
  • возможность постоянного обращения к электронной справочной литературе, словарям; и т. д.
Но есть и отрицательные стороны в дистанционном обучении. Во-первых, технические причины: искажение звука, обрывы связи, медленная загрузка Интернета и др.,
во-вторых, общение «учитель-ученик» проводится на значительном расстоянии друг от друга и письменная работа в тетради ученика проводится вне поля зрения учителя,
в-третьих, находящегося в домашней обстановке во время урока ученика отвлекает шум ( домашние животные, работающий телевизор, посторонние разговоры, непредвиденные вызовы по Skype, по переписке и т. д.). Учитывая, что положительного в дистанционном обучении гораздо больше, чем отрицательного для учащегося с ОВЗ, не выходящего за пределы квартиры, все эти факторы и другие внештатные ситуации следует предусмотреть учителю при подготовке к уроку русского языка в режиме он-лайн.
Большая часть моих учащихся — это дети с ДЦП и, как следствие основного заболевания, задержка психического развития в большей или меньшей степени. Результаты обследования психолого-педагогической комиссии, проведение обязательных диагностических работ в начале учебного года помогают выявить особенности психических процессов и уровень образовательных возможностей учащегося. В соответствии с этим результатами строится индивидуальная рабочая программа, это учитывается и при подготовке к урокам русского языка. Дистанционное обучение в течение ряда лет привело меня к необходимости создавать для каждого урока план-конспект для учащегося, который он получает в виде файла перед занятием. Такой план позволяет видеть ученику весь объём работы, рассчитанный на его возможности, последовательность и взаимосвязь этапов урока. В плане чётко обозначена структура урока в зависимости от его типа и цели. Часто на практике мы обращаемся к комбинированному уроку. На фрагментах отдельных комбинированных уроков можно проследить, какработаеттакой план-конспект.
Проверка домашнего заданияобязательный этап урока, так как проверяется уровень усвоения материала предыдущего урока, выявляются пробелы. Проверить это можно, использовав заданиеЗакончи предложение.Пример такого опроса по темеНеопределённые местоимения:
  1. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок: … и ….., а также суффиксов:…, ….., …..
  2. Приставка НЕ- всегда …. и пишется …
  3. Приставка КОЕ- пишется ...
  4. Приставка КОЕ- пишется с местоимением раздельно, если есть …..
  5. Пишутся всегда через дефис суффиксы: …., ….., ….
Закончив работу и скопировав ответ, учащийся по переписке в Skype отправляет на проверку учителю, это очень экономит время..
Работа над новым материалом по темеГласные О-Е после шипящих в суффиксах прилагательныхпредваряется повторением темы, недавно изученной: «Гласные после шипящих в суффиксах существительных». Ученику после прочтения примеров задаётся вопрос об условиях выбора гласной после шипящей:
        /\                    /\
Девчонка      доченька
         /\                        /\
грачонок      человечек
           /\                      /\
старичок      дружочек
Хорошее повторение – залог успешного усвоения нового материала. В материале для повторения важную роль играет и цвет букв, и шрифт. Учащийся знает, что красным выделен ударный гласный, подчёркиванием-орфограмма и, прочитав слова, вспоминает правило, по сходству с которым делается вывод по материалу для наблюдений по новой теме.
Важную роль при знакомстве с новым материалом, закреплении его играют таблицы, схемы, алгоритмы, в которых обобщается материал, даются новые термины. Такой наглядный материал в большом количестве есть на сайтах:http://school-collection.edu.ru/catalog/search,http://interneturok.ru/, http://iclass.home-edu.ru или создавать самим. Размещать наглядность лучше в плане урока в виде скриншота: меньше уйдёт времени на поиск и передачу файла. Из таких таблиц обобщающего характера учащиеся создают папкуПамятки по русскому языку, к которой обращаются при повторении материала. В качестве примера приведу таблицу, которую несложно выполнить :

Правописание отрицательных местоимений
Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько
приставка НИ- безударная, пиши слитно
Некого, нечего
НЕ- ударная, пиши слитно
И.п.
Никто не звонил.
-
Р.п.
Ни у кого не просил.
Не у кого просить..
Д.п.
Ни к чему не готов.
Не к чему готовиться.
В.п
Ни на кого не смотрел.
Не на кого смотреть.
Т.п.
Ни с кем не говорил.
Не с кем говорить.
П.п.
Ни о чём не волнуюсь.
Не о чем волноваться.
Для закрепления полученных знаний, формирования умений и навыков существует много различных видов работ. Если это ресурсы сети Интернет, то в плане урока обязательно указать ссылку. Так, например, очень хорошие игровые задания по всем разделам русского языка имеются на сайте: http://learningapps.org/login.php. Кстати, и учителя, и ученики могут самостоятельно создавать свои варианты грамматических игр и размещать на этом сайте.
Используя многообразие различных заданий, нельзя забывать о необходимости выработке орфографической зоркости, что формируется при выполнении письменных работ в тетради. Так как учитель не может видеть тетрадь, запись обязательно должна сопровождаться комментированием или орфографическим проговариванием. Необходимо постоянно на уроках приучать работе с электронными словарями, постоянному обращению к ним. Очень удобен для работы словарь на сайте http://www.gramota.ru, так как информацию о слове дают несколько словарей одновременно.
Внедрение новых информационных технологий в дистанционный учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий